Дорога в тайную страну

Поискала и нашла 6 отзывов по книжке: гэри Мемер, мастера Эльги Фауст, мастера Дагмары Самхайн и мастера Виктории МакЛарен, целых две штуки. Мнения и восторги полностью разделяю. В отзывах уже написано, о чём книжка, и тема, и сюжет. Но написать ещё один всё равно хочется) Всё дело в том, что после прочтения равнодушным остаться невозможно никак. Я честно хотела не писать, тем более, у меня есть и критические идеи, а до меня их что-то никто не высказывал) Не спроста))
Большое спасибо тари Ностиэ и арану Менелиону за эту книгу, она помогает разобраться в легендах, как отметила мастер Дагмара, она волшебная и сказочная, как писали и до меня, она захватывает и уносит в мир, ни на что не похожий. Сочетание эльфийского мира, человеческого мира средневековья и волшебства получилось неожиданным, но настолько детально проработанным, что завораживает, а процесс чтения приятен сам по себе. По моему мнению, самая сильная сторона книги - это выбранная мера детализации такого вот непростого мира. Деталей не много и не мало, баланс сюжет-детали соблюден в очень приятной манере. Сюжет достаточно динамичный, чтобы захватить, а деталей/описаний ровно столько, чтобы было приятно этот мир себе представлять. Ещё мне понравились названия. Четырёхбуквенные названия человеческих городов просто прекрасны, названия эльфийских островов находятся в некотором контрасте, и тоже интересные.
Но я ещё и критику обещала. У меня при чтении возникли две проблемы: герои и жанр. Всем вроде бы герои понравились одинаково, а мне показалось совсем другое. До появления в книге Хельги - для меня это было как 2D, а после - 3D. Хельга меняет всю картину, она её наполняет и делает глубокой, живой и литературной. Не знаю, кто придумывал этот персонаж, но он просто безупречен. Это такая близкая всем героиня, её так легко представить себе и она очень похожа на Маму. Такую вот всеобщую Маму как психологический архетип или как это там в психологии называют. После её появления мгновенно становится более интересным Калев. Аналогию с 2-3D можно по-другому провести. До Хельги это была сказка, сказочное произведение, после - уже фэнтези как литературный жанр.
По жанру это сложное произведение, мне кажется, что оно находится на стыке фэнтези и сказки, что и делает его особенным. Уровень детализации, сюжет, образ Хельги, оленя, учителя Габриэля - заставляют отнести книгу к фэнтези, а остальные герои (Галатея, Таурон, Габриэль) - это герои и анти-герои из сказки. Не хватает мне драматизма в образе Галатеи и романтизма в Тауроне. Не знаю почему, с литературой и литературным творчеством у меня беда. Ну вот на примере такой ситуации: у Галатеи личная трагедия, именно такого опыта у меня, к счастью, не было, но был близкий. И исходя из этого опыта, мне не показалось естественным, что она после этого начинает сближаться с Тауроном. Мне кажется такое сближение могло бы быть позже, гораздо позже. Потому что сразу после такого, у человека (хотя она и не совсем человек, понятно, но всё же) теряются все его предыдущие жизненные ориентиры хотя бы на время. Человек в этом состоянии готов на многое - даже победить Габриэля, но не готов к личным романтическим приключениям на некоторое время. По мне красивее, чтобы Таурон отказался от Мельвен без всяких распростёртых объятий Галатеи. А потом уже, помогая ей, он бы эти объятия получил.
Я понимаю, что критиковать нехорошо, а особенно если книжного опыта за спиной нет, готова нести всю ответственность за это) Ещё раз скажу, что книжка совершенно замечательная, она рождает какие-то свои идеи, как в моём случае, альтернативные версии, фанфики - всё как положено)



Настроение: критическое
Музыка: Мельница - Ведьма

Рейтинг записи:  9 Поделиться в Twitter   Поделиться в Facebook

Комментарии 1

Менелион Эленсуле

Aiya Anar, i elen Ardava, i elen ancalima!

Авторы обычно не оправдываются: как говорила Ольга Громыко про свои книги, «не любо — не слушай, а врать не мешай». причём слово «врать» в этой пословице употреблено в старом его значении: сказы сказывать о том, что было, где-то немного преувеличивая, а чаще просто пропуская через призму своего восприятия.
Однако я понимаю твою критику, а потому её откомментирую)
Но дело в том, что книжку-то писали не( )люди — пробел после «не» хочешь ставь, а хочешь нет, — мы на такое не обижаемся).
Так вот. Именно поэтому герои таковы, каковы они есть: они во многом списаны с нас и наших знакомых.
Галатея недостаточно драматична? А она ребёнок (см. соответствующий пассаж в разговоре Таурона и Алькарона — это многое объясняет, на самом деле). Она взрослеет по ходу книги. Страшные и грозные события, в которые она втянута судьбою, заставляют её за этот год стать из девочки сначала девой, а потом, в конце истории — женщиной, женой, королевой. И плюс да, она не просто не совсем человек, — она менее человек, чем, возможно, некоторые из её предков. Так бывает, когда «сощёлкиваются» гены или проходит определённое число поколений. Плюс она с детства общалась с отцом и бабушкой, а также с эльфами, их добрыми друзьями. Это накладывает на психологию определённый отпечаток, меняя её. Именно поэтому Галатея вместо того, чтобы замкнуться на бесполезном оплакивании умерших родителей (которые, вполне вероятно, ушли в Мандос — а о том, куда уходят эльфы и духи, она должна была знать, ибо учила эльфийскую историю и легенды), она лишь острее почувствовала необходимость в поддержке — в поддержке мужчины именно в эту тяжёлую для неё пору. А он не приехал, и всё одно к одному... ну а дальше «Трудный выбор», моя любимая, кстати, глава в этой книге.
Таурон недостаточно романтичен? А с чего ему таковым быть? Он топчет эту землю далеко не первую тысячу лет, а вполне вероятно, разменял уже и второй десяток тысяч. Он разведчик, привыкший смотреть в глаза и своим соплеменникам, и представителям других рас, и тварям-порождениям Моргота. Он легко приспосабливается к внешним обстоятельствам, стараясь при этом не меняться внутри — то самое: «Скользи мимо всего касаясь и ни к чему не привязывайся!» — это правило Химер именно про него.
И тут он встречает женщину, к которой его тянет, к которой он впоследствии начинает испытывать большое чувство. Эльфам не привыкать наблюдать возрастание будущей избранницы: конечно, будь она совсем ребёнком или подростком, он не обратил бы на неё внимание. Но именно тот разговор в библиотеке (после той памятной беседы с Алькароном) поставил многое на свои места.
Хельга — мама? Гм... в моём представлении она скорее жена. Не та царственная и величественная жена, в которую со временем выросла, оперившись, Галатея, а такая себе «кругленькая симпатичная жёнушка», присутствовавшая в одном из описаний.


Ностиэ Эленсуле

Невозможное возможно

Хельга - человек. Она ближе и понятнее, это естественно. Её жизнь и история вполне обычны, обыденны. Собственно ей даже не обязательно быть волшебницей. В наши дни она могла бы быть ветеринаром, например)
Кстати, её прототип - девушка-ветеринар, ушедшая от "хорошей жизни" в доме мужа с новорождённым сыном, очень позитивная, увлекающаяся сказками и магией. Она ещё не встретила своего Калева в нашем мире, но я уверена, это произойдёт) Наколдуем))
Именно этот персонаж в первой книге связывает сказку с реальностью: совсем иной мир, психология представителей которого многим не понятна, с миром, всем хорошо известным.
А убиваться по родителям... Иншам, терять родителей естественно даже для людей. Рано или поздно с ними расстаёшься, а смерть - это просто отъезд. Они не могут вернуться, но ты когда-нибудь обязательно их встретишь. А уж для эльфов и иже с ними стана мёртвых - географическое понятие. И оттуда, теоретически, можно и вернуться) Прецеденты были.
Вот что погибли, убиты - это плохо. Но тут слезами ничего не изменишь.


Мемер Галва

Гость королевства Oire

Иншам, очень интересный взгляд на героев) Мне, как раз, видна многомерность мира Хроник с первых страниц, а появление Хельги, такой земной, простой, веселой лишь показывает мир в другом ракурсе)
Тари Ностиэ, аран Менелион, ведь, когда книга написана, она уже живёт своей жизнью и у читателей всегда свои представления, могут и не совпадать с авторскими)


Ностиэ Эленсуле

Невозможное возможно

Могут и должны) Менелиону показалось, Иншам будет интересно, почему Галатее не хватило трагичности, а Таурону - романтичности. Хотя, честно говоря, я как раз больше всего боялась с этой самой романтичностью излишне переусердствовать) Описание опущенных ресниц, заинтересованных взглядов и волнующих прикосновений в планы не входило)
По-моему, Таурон и так получал слишком много удовольствия от игр в вельможу, сопровождающего свою даму))
Это уже каждый как раз сам может додумать в меру своей собственной романтичности)

Иншам, спасибо, действительно спасибо) Когда читателю ничего не хочется переделать в книге - это не правильно.
Мемер, по-настоящему книга оживает тогда, когда в неё проникают незапланированные автором герои - читатели) Как действующие лица, как жители-наблюдатели, как создатели недостающих, на их взгляд, моментов или поворотов сюжета. Так что мы порадовались :-)


Insham Geras

Can you feel the magic?

Гэри Мемер, интересно получается: у нас диаметрально противоположные оценки "до и после" появления Хельги)
Аран Менелион, тари Ностиэ, спасибо за пояснения, я всё чувствовала, что Хельга выполняет какую-то существенную задачу, но её роль как связка миров мне в голову не приходила) И всё-таки Хельга - волшебная) Мама, жена или бабушка, но что-то знакомое и родное)
А Галатея и Таурон уже относятся к другому слою, это тоже чувствуется, хотя слой мне ещё, действительно, по большей части не понятен. Переживания по поводу родителей - сильно индивидуальная вещь, допускаю, что кто-то ищет поддержки, кто-то замыкается в себе, но какую-то форму оплакивания принимают. Мне кажется, что эльфы даже острее чувствуют уход и потери, хотя для них это просто перемещение...
Про Таурона я имела в виду, что он, вроде как, имеет черты романтического героя: одиночество, отличие от остальных, неприятие остальными (сначала пока он в мире людей, потом и своими после отказа от Мельвен), а с Галатеей он становится просто героем, поскольку главный атрибут романтического героя - одиночество - проходит)


Менелион Эленсуле

Aiya Anar, i elen Ardava, i elen ancalima!

Похоже, у нас разное понимание романтического героя)
В психологии эльфа в одиночестве никакого романтизма нет и в помине) С точки зрения нашей расы одинокий либо несчастен (он кого-то уже потерял), либо молод (он ещё никого не нашёл), либо в поисках)


Ностиэ Эленсуле

Невозможное возможно

Иншаааам))) забей на литературоведческие клише) Просто получай удовольствие!)
Хельга нужна не для чего-то, она сначала появилась, а потом просто оказалось, что без неё никак.
Вот сейчас заканчивается работа над третьей книжкой. Там есть один старик, который нужен мне был исходно для прояснения пары моментов. Я не собиралась делать его героем, он вообще на момент встречи с читателем должен был быть мёртв. Но дедок погрозил мне посохом и сказал: "не дождётесь!"))
Так что жив, здоров и весел. И очень нравится Менелиону.
Хельга же изначально, в самой примитивной задумке, нужна была, чтобы показать, как фабрикуется обвинение в колдовстве и проходит охота на ведьму. Конечно, герой должен был её спасти, это всё-таки детская книжка) Но на этом всё, фрагмент и только. Однако ведьма оказалась знакомой (это не планировалось!) и выяснилось много нового и интересного. И оказалось, что эта пара просто сделала половину истории.)
Из того, что говорят разные писатели, можно заключить, что и у них всё проходит так же. Использовать героев в своих целях невозможно, можно только подстроить цели под них)
Так что ничего писатели не продумывают, никакой роли на героев не вешают и никаким литературным формам и установкам не следуют)
Это потом литературоведьмы закономерности ищут...) Ну а кто ищет, тот найдёт)


Insham Geras

Can you feel the magic?

Ладно, постараюсь) Обычно я за ними (клише) лезу в умные книжки, когда не понимаю, почему в процессе "получения удовольствия", что-то или кто-то нравится больше, а что-то или кто-то меньше)


Менелион Эленсуле

Aiya Anar, i elen Ardava, i elen ancalima!

Вот не надо этого делать, если не хочешь испортить себе удовольствие)
Все эти псевдоумные книжки уже давно отстали от реальности. Жанровая специфика сменилась, а точнее, расширилась за эти двести лет очень и очень сильно.


Адонис Карайланиди

Творчество - момент создания будущего в настоящем. John Deniscar

А мне в первой книге больше всего понравилась пара Калев и Хельга)


Insham Geras

Can you feel the magic?

И мне) На этом тоже можно тест сделать: кому больше нравится пара Калев-Хельга, тем ближе люди-волшебники, а кому Таурон с Галатеей - ближе другие разумные расы)


1


© Разработка, заклинания и дизайн — Ностиэ & Менелион Эленсуле, 2010 — 2019