Сегодня ходили слушать органный концерт в церкви Sainte-Aurélie, ну или, если угодно, святой Аврелии, что у нас недалеко от дома. пришла осень, у меня потихоньку начинается осенне-зимняя хандра (ну не люблю я, когда темно и холодно!), поэтому начал искать, куда бы сходить, что бы посмотреть и как бы вообще развеяться. А поскольку я сейчас очень увлечён органной музыкой, искал именно в эту сторону и нашёл прямо рядом с домом.
Церковь протестантская с 1523 года, а изначально часовня в этих местах была аж в восьмом веке, если не раньше. Церковь сначала была несколько другой, но в 1765 году её перестроили, поскольку деревянный каркас мог обвалиться, да и людям хотелось более светлую и современную церковь. Оргáн построен немецким мастером Андреасом Зильберманом в 1718 году и позже перенесён в новую церковь: это типичный немецкий барочный орган, очень небольшой, всего два мануала, две октавы в педали и 1139 труб. Его несколько раз реставрировали и добавили к нему регистров, в последний раз реставрация проходила в 2015 году.
Сегодня начало нового сезона, вообще в эти дни в Страсбурге много чего интересного происходит. Перед небольшим концертом, состоявшим из произведений Иоганна Себастьяна Баха, штатный органист церкви Жером Мондезер рассказал немного об истории органа. Концерт нам очень понравился, произведения были выбраны так, чтобы не утомлять даже не очень подготовленного слушателя: более задумчивые и сложные сменялись более динамичными, плюс целью органиста было показать, на что способен этот маленький, но прекрасный инструмент.
После концерта народ пригласили подняться на башню, которая была построена в XII веке и переделана в XIV веке. Я собственно на башню не пошёл, а пока ходила Ностиэ, остался немного поговорить с органистом. Как-то так вышло, что мы в основном беседовали о стандартах высоты и типах строя: я не буду сейчас углубляться в эти дебри, но штука в том, что нота Ля, которая сейчас берётся за эталон и на которую настроены камертоны, не всегда звучала именно на частоте 440 Гц, как это принято сейчас, и более того, в одно и то же время ходили разные стандарты строя, при этом некоторые в разных странах, а некоторые в одной стране, но для разных инструментов. Если коротко, то французы любили что пониже, а немцы — что повыше, и, как говорит Жером, в крайних случаях разница одной и той же ноты во Франции и в Германии могла доходить чуть ли не до кварты (это очень, просто жуть как много).
Про историю церкви нам рассказала пастор (да, в этой церкви пастор — дама). В общем, мне очень понравилось и, надеюсь, мы в Sainte-Aurélie не в последний раз. Да, а ещё мы купили диск, записанный Жеромом на этом же органе. Как мне сказали, на диске музыка, которую слушали прихожане этой церкви примерно в то время, когда она была совсем ещё молодой, то есть с 1765 года.
Рейтинг записи: 2 Поделиться в Facebook
Ностиэ Эленсуле
Невозможное возможно
На фото кроме самого органа его меха, которые как раз в старой башне находятся. Мадам пастор рассказала, что сейчас их приводит в движение электричество, но можно и без него - две персоны должны тянуть верёвки. Органист на кнопочки нажимает, но воздух в трубах сам собой не появится. Если орган большой, то надо много "подсобных рабочих".
© Разработка, заклинания и дизайн — Ностиэ & Менелион Эленсуле, 2010 — 2024