Елизавета Дворецкая. Огнедева.

Только что дочитала книжку, сейчас расскажу о впечатлениях.
Прежде всего, отмечу, что это художественная вариация на тему древних славян. Разумеется, автор писала художественную книгу и выдумала своих героев, их слова и поступки, их судьбы. Но в процессе написания книги использовались исторические и археологические материалы, мифология славян, исследования языковые и этнографические. Поэтому книга изобилует подробностями жизни и быта того времени, словами, имена и названиями.

image
Лицу, совершенно не посвященному, читать эту книгу будет не интересно и попросту не возможно. По крайней мере начинать придётся с конца, со словарика терминов. А это крайне утомительно. Я не являюсь лицом не подготовленным, но и мне иногда было не очень то просто понимать некоторые слова.
Ну что кощуна – это повесть мифологического содержания – это более менее понятно. Всякие слова типа «повой», «кичка», «понева», «5 лет в красоте хожу» и тому подобное – тоже нормально. А вот что такое вуй и вуйка, стрый и стрыйка, синец, сорок и сорока , да и не мало ещё таких слов, которые звучали в контексте очень даже необычно.
Если кому будет интересно, словариком поделюсь отдельно.
Сам сюжет книги и прост и сложен.
Прост в том плане, что вот, есть род. Есть две дочери рода. Одна – местная Леля, другая становится Огнедевой, другим воплощением богини. То есть обе своего рода жрицы, хотя по факту им не приходится ничего делать, кроме как впускать в себя богинь. Достигается это иной раз травками, иной раз плясками или ударами в кудеса (бубны).
Одна на Купалу перестала быть Лелей и стала Ладой, понеся ребёнка от знатного варяжского конунга. Другая, не смотря на любовь к местному княжичу и отчаянное нежелание покидать его, отправляется в Киев, княжеской невестой.
Племена описываются северные, с озера Ладога. Мельком касается Пскова, тогда Плескова, краем затрагивает варягов. Ну а Киев, он вообще за тридевять земель, в тридесятом царстве, почти что в Навье.
Сложность и глубина книги в том, что за обыденной историей открывается настоящее мифологическое предание, то есть настоящая кощуна. Эта книга о том, как простая жизнь становится сказочной, а сказка на поверку оказывается просто жизнью. Книга о том, что некоторых людей, а может и очень многих, в этой жизни ведут высшие силы. Что у многих есть предназначение, от которого не уйти, но которое можно не заметить и не принять. И если не примешь ты своего предназначения, тебя развернут к нему жестко, будешь испытывать потери и болезни. До тех пор, пока увидишь, пока поймёшь.
Некоторые видят свой путь ясно, а может и не видят его, а просто плывут по течению, указанному судьбой. Другие же своей судьбы не видят и не знают, но прокладывают свою дорогу. Пока она попутна предназначению, всё в порядке. Стоит свернуть – жди беды.
А из таких историй, из исполненного предназначения и складывается будущее целых народов, творятся великие дела, происходят большие перемены.
Кроме философии, в книге много подробных описаний праздников и обычаев. Я была бы в совершеннейшем восторге (особенно приятно, что автор вовсе не доказывает славянского превосходства, гегемонии или особенной избранности, что даёт шанс на какую-то объективность) если бы не знала, как трудно восстановить картины той жизни. От славянской мифологии осталось так мало, что вся связанная история в большей степени является прекрасной теорией автора, чем действительно мифологией. Но в данных условиях ничего более и не остаётся.


Рейтинг записи:  8 Публикация Поделиться в Twitter   Поделиться в Facebook

Комментарии


© Разработка, заклинания и дизайн — Ностиэ & Менелион Эленсуле, 2010 — 2018