Яцеку Вулецкому не везло. Вернее, не просто не везло, а словно какой-то злой гений сделал всё, чтобы за последние 48 часов его жизнь превратилась в ад: от него ушла девушка, он потерял работу, закрылся любимый паб и киоск возле дома, у него украли машину, вдруг перестали выпускать любимую марку сигарет, а ещё двоюродная бабушка вдруг переписала завещание, по факту оставив его без крыши над головой. И всё это — в последние два дня. Яцек зашёл в магазин магических предметов, сам не зная, что ищет. С ним заговорил странный продавец магазина, назвавшийся городским шаманом. Он совершенно серьёзно поведал Яцеку, что то, что с ним происходит, вовсе не случайно: помимо нашего мира есть ещё мир сверхъестественный, и иногда существа оттуда, не все из которых добрые, кладут глаз на какого-то человека, и в его жизни начинается вот такая, мягко говоря, чехарда. Шаман назвал их демонами и рассказал, что в его магазине есть три вида клиентов: те, кто приходят купить какую-нибудь пустяковую мелочь вроде амулета от сглаза, в действие которой даже не верят сами; те, которые точно знают, зачем пришли, и покупают серьёзные вещи — удачу, славу или чью-то смерть; и наконец те, кто платят шаману за то, чтобы оставить у них что-то: какой-то предмет, с которым связано пришествие в их жизнь демона из иного мира, ну или иной мистический опыт, который тот, кто оставляет предмет, просто хочет забыть. Шаман показывает Яцеку разные предметы: кредитную карту с меняющей цвет голограммой, пепельницу с сидящим на ней изображением хамелеона, самурайскую катану, серебряный браслет и бабочку с крыльями чёрными, как сажа. «Когда кто-то оставляет предмет, я поглощаю очередного демона. Я ловец и книга. Послушай книгу осенних демонов», — говорит Яцеку шаман. И яцек садится в кресло напротив и слушает. А что ему ещё остаётся? А вы, читатель, чувствуете руку на своём плече? Это он, Ярослав (Яцек?!) Гжендович, подталкивает вас к ещё одному невидимому креслу, чтобы вам было удобнее слушать вместе с Яцеком. Слушать — и погружаться в чужие жизни, жизни тех, кто столкнулся с чем-то необъяснимым и подчас очень мрачным.
Вот человек, который дошёл до края из-за нехватки денег: у него замотанная жена, шебутные дети и деспотичная мать, с которой все они живут. Один друг советует ему просто уехать на недельку в никуда, чтобы не свихнуться. И вот он в придорожном мотеле с охотничьими мотивами. Но что это? В его номере лежит письмо, адресованное именно ему, Артуру Зембе. А в нём — абсолютная кредитная карта, карта без всякого лимита, которую принимают все и везде. И нет, за неё не нужно отдавать бессмертную душу или убивать кого-нибудь, её просто подарили отчаявшемуся человеку, чтобы соблюсти мировое равновесие. Но всё ли так просто с этой картой?
А вот психотерапевт. К нему приходит человек, который утверждает, что в его жизни творится что-то странное, а ещё он не помнит большую часть жизни. Но когда психотерапевт приходит домой, ему самому начинает казаться, что он сошёл с ума: ведь не бывает же такого, чтобы хамелеон с пепельницы отправился гулять по дому, металлически постукивая лапками? Ведь не бывает же, правда?
А вот Януш. Он очень любит свою жену, но та на вечеринке встречает какого-то… непонятного блестящего мужчину, которого никто, кроме Януша, не видел и не помнит. Ну как никто? Видел его укуренный вечный студент Биба, но кто ему поверит? А сам Януш встречает в баре ослепительной красоты женщину Веронику, которая вот прямо создана для него! А тут ещё друг Гжегош куда-то пропал, утащив с собой любимую катану…
А вот ведьма. Нет, ну реальная потомственная ведьма, попавшая в силки абьюзера, который когда-то был успешным музыкантом, а потом стал бешеным наркоманом, но которого она всё равно любит-ненавидит-неналюбит-видит-любит… в общем, как это часто бывает в абьюзивных отношениях. И решает ведьма создать себе идеального мужчину — превратить волка в человека. Ну не знает она «Обыкновенное чудо», что уж тут. Для этого она выпрашивает у прабабушки ликопеон — серебряный браслет, который поможет ей в этом деле. И всё вроде у неё получается, и волк, то есть человек, прекрасен, но что-то его гнетёт…
А вот пани Ирена. Её муж разбился двадцать лет назад, упав со скалы в пропасть, ибо был альпинистом-любителем. Живёт она одна, пишет картины на заказ, и всё у неё нормально. Но однажды к ней приезжает странный мужчина снять у неё комнату, хотя время осень, а объявление она давала ещё в мае. И Ирена, как это часто бывает, влюбляется. Но что-то с ним явно не так, и что он прячет в сундуке в своей комнате, и почему на фотографиях в его шкатулке одни молодые женщины — на фотографиях, уходящих далеко в прошлое? И почему перед его приездом Ирена увидела чёрную бабочку — для неё верный признак смерти? Ведь именно такую бабочку она видела в день смерти мужа.
Вся эта история заканчивается довольно неожиданным финалом, который я тоже раскрывать не буду, ибо надо читать.
Очень осенняя, довольно мрачная книга (как чаще всего и бывает у Гжендовича), но… захватывает. Есть отличная аудиокнига в исполнении Игоря Князева.
Рейтинг записи: 2 Поделиться в Facebook
© Разработка, заклинания и дизайн — Ностиэ & Менелион Эленсуле, 2010 — 2020